Лечение энуреза в Клинике ЮМР

«Я ложусь и не боюсь!

Я не дождик- не прольюсь…»

Энурез – ночное недержание мочи, которое является довольно распространённой проблемой, особенно среди детей и подростков. Не требует доказательств социальная значимость лечения и профилактики этого тревожного состояния, поскольку оно является источником нередко тяжёлых невротических осложнений. Само наличие энуреза накладывает отпечаток на характер и поведение ребёнка, его успеваемость в школе, а в конечном итоге на формирование его личности. Разумеется, ночное недержание мочи не опасно для жизни, но оно представляет чрезвычайные неудобства для самого больного и для окружающих его.

Термин ночное недержание мочи не совсем правильный. Речь идёт не о настоящем недержании мочи, поскольку больной прекрасно умеет удерживать в своём мочевом пузыре нередко очень значительное количество мочи, но наряду с этим у него ночью мочеиспускание происходит автоматически, без участия сознания.  Правильнее было бы называть это расстройство “непроизвольное мочеиспускание во сне”. Это, несомненно, правильнее, так как истечение мочи при данном заболевании связано не со временем суток, а с состоянием сна. Ведь известно, что у больного энурезом заснувшего днём тоже может быть мочеиспускание в постель.

Литературные данные разных авторов о распространённости энуреза колеблются в пределах от 2,3 до 28% последняя цифра превышает первую более чем в 12 раз. Причиной столь разноречивой статистики является не только неполнота сведений (часть родителей не считают это состояние болезнью, а часть – скрывают его), но и крайняя неоднородность исследованных контингентов по социально-бытовым условиям, а главное по возрасту (больше всего больных энурезом обнаруживается среди детей младшего возраста).

Для понимания расстройств, которые имеют место при энурезе, важно знать некоторые данные по анатомии и физиологии мочевого пузыря. Мочевой пузырь – полый мышечный орган, выполняющий функции накопления мочи и её выделения – мочеиспускания. Ёмкость мочевого пузыря подвержена индивидуальным колебаниям, зависит от пола и возраста. Наполнение мочевого пузыря более его ёмкости вызывает у здорового человека позыв к его опорожнению. Моча, образуемая в почках, по двум мочеточникам поступает в мочевой пузырь, а из него через мочеиспускательный канал выводится наружу. Внутреннее отверстие мочеиспускательного канала (в мочевом пузыре) закрывается круговыми мышцами – сфинктерами. Пока мочевой пузырь постепенно наполняется внутренний сфинктер мочеиспускательного канала закрыт, а когда он расслабляется, происходит процесс мочеиспускания.

Взрослый человек мочится в дневное время обычно от 4 до 6 раз, ночью же либо он не мочится совсем, либо мочится один раз, предварительно просыпаясь от позыва к мочеиспусканию. Средняя ёмкость мочевого пузыря колеблется, по мнению разных авторов от 200 до 700 мл. Однако сама ёмкость пузыря – понятие чисто физиологическое, поскольку она определяется количеством мочи, вызывающим позыв к мочеиспусканию. Позыв же появляется у одного и того же человека при разных количествах скопившейся мочи. Когда мочевой пузырь наполняется, стенки его растягиваются и от этого растяжения в головной мозг поступают нервные импульсы, которые и воспринимаются человеком как позыв к мочеиспусканию.

Виды энуреза

Выделяют две формы энуреза: первичный и вторичный.

Первичный энурез – это ночное недержание мочи, продолжающееся с самого рождения, происходит и в дальнейшем, как у новорожденного, по типу безусловного рефлекса, в течение всего времени болезни.

Вторичный энурез – заболевание, обычно возникающее в возрасте 3-7 лет и очень редко у взрослых. К этой категории могут быть отнесены лишь такие пациенты, которые в течение какого-то периода были полностью здоровы (энурез отсутствовал), т.е. нормальный рефлекс на мочеиспускание был уже выработан, но впоследствии в силу каких-то причин (чаще всего психоэмоциональных, стрессовых) оказался утраченным или резко ослабленным.

Следовательно, энурез чаще относится к группе неврозов и возникает в связи с различными неблагоприятными внешними или внутренними моментами, которые приводят к нарушению динамического равновесия между основными нервными процессами в центральной нервной системе. В результате многократного повторения непроизвольного мочеиспускания во сне этот рефлекс закрепляется и сохраняется в дальнейшем, когда первоначально действовавшие, вызвавшие его неблагоприятные факторы могут уже отсутствовать, исчезнуть. То есть энурез постепенно становится вредной привычкой. Нередко, очень устойчивые формы энуреза связаны с врожденной патологией в области пояснично-крестцового отдела позвоночника. Это выясняется при рентгенологическом обследовании.
Большинство авторов считают, что при нормальном развитии ребёнок перестаёт мочиться в постель в 3-4 года. Примерно с 4,5 лет дети способны начинать мочеиспускание только при полном мочевом пузыре, а к 6 – 6,5 годам ребёнок может полностью управлять своим мочевым пузырем, начиная мочиться при любой степени его наполнения. Поэтому мы принимаем на лечение от энуреза детей с пятилетнего возраста.

Если непроизвольное мочеиспускание во сне наблюдается у ребёнка лишь эпизодически, в случае переутомления или обильного употребления жидкости на ночь, то это ещё нельзя считать заболеванием. Выраженность энуреза бывает неодинаковой: у одних пациентов непроизвольное мочеиспускание во сне повторяется каждую ночь по 1, а то и по 2-3 раза, у других оно бывает 2-3 раза в неделю, у третьих – ещё реже. Однако эффективность лечения не зависит от выраженности энуреза, а зависит от силы укрепившихся «не правильных» рефлексов. Поэтому, чем раньше родители сделают обращение к врачу с этой проблемой, тем благоприятнее прогноз.

Лечение энуреза

Курс лечения энуреза составляет 8-12 сеансов рефлексотерапевтического лечения. Сеансы проводятся каждый день или через день, и ещё месяц после его окончания, пока полностью не выработается и не закрепится нормальный рефлекс на мочевыделение. Оптимальная продолжительность сеанса подбирается врачом строго индивидуально.

Методы лечения: рефлексотерапия (спец. диагностика, точечный массаж,  аппаратные зональные воздействия, по показаниям – иглотерапия (авторская разработка для детей), дыхательная гимнастика, психотерапевтический подход. Двенадцать авторских стихотворений по теме.

В результате комплексного, безлекарственного лечения получаем ожидаемый результат.

Врач высшей квалификационной категории, Действительный член Европейской академии Естественных наук (Германия)Кудрявцев
Валерий Евгеньевич

Рефлексотерапевт